ГЛАВНОЕ РУСЬ ИЗНАЧАЛЬНАЯ Декабрь - Грудень

Декабрь - Грудень

Славянские праздники

4 декабря праздник Зари (Ушас и Весты)

Почитание Зари, которая символизирует взаимодействие светлых и темных сил. В этот день славят звездное небо и всех Светлых Богов, почитают Богов Темных. Обряд проводится в доме, отец или старший в роду очищает дом четырьмя стихиями, после чего читается Славба Всем Богам. Дети готовятся в к встрече Деда Мороза, готовят представить ему свои умения и навыки, приобретенные за год.

Каждая мать, у которой есть дочка, должна свято чтить Богиню Ушас (Утреннюю Зарю), потому что это она вместе с Матушкой Ладой приносит в душу девочки мир. Именно Заря делает из дитяти девочку в три года, когда ей впервые надевают сережки. На заре выливают первую детскую купель, чтобы ребенок счастливым был и имел хорошую судьбу.

В день Зари готовили вареники, которые являются символом Бога Месяца (луны). В этот день нельзя стирать, белить и глину месить, а только вышивать и прясть. Считается, что вышивать научила людей Заря-Зоренька.

Заря - это красна девица, которая утром отпирает ключами небесные врата и выпускает Солнце, которое идет вслед за ней. А еще предшествует Утренняя Заря (Ушас) на небе Солнцу-Дажбогу, выводит на небосклон его белых коней; вторая сестра - Вечерняя Заря (Веста) - заводит коней на конюшню после того, как Дажбог закончил свой объезд. Образ зари и девушки тесно переплетаются, заменяют друг друга и воспринимаются, как единое целое.

Заря еще является Богиней-заступницей семейных обетов, которые она слышит, когда ночью ими обмениваются влюбленные. На камне-Алатыре любит сидеть красна девица Заря, которая зашивает раны кровавые, то есть каждое утро просветляет небо своей пеленой. Этот праздник важен в цепи превращений как космического измерения, так и гармоничного взаимодействия между мужчиной и женщиной.

06 декабря - Дед Мороз - Велесveles-luten

День почитания Белеса, как управителя зимними морозами, посему его зовут Дед Мороз. Это праздник, когда дети показывают свои знания и умения, и те, кто действительно достиг достойных успехов, одариваются подарками от Мороза. Считалось, что нерадивых детей Дед Мороз накажет, а может и насмерть заморозить. В этот день принято проводить игры и гуляния для детей, накрывать праздничные столы, проводить Славбу Велесу.

 

Праздник детей и родителей. Время, когда Белее одаривает людей своей мудростью и магическими способностями. Белее благословляет хорошие семьи, одаривает детей лакомствами, женщин - способностью противодействовать и защищать свои дома от темной силы, мужчин - мудростью, предвидением.

Волхв в красной одежде, который является символом Белеса (Деда Мороза), после Православленья раздает детям подарки (на средства родителей или общины). Волхва можно пригласить в дом, где он непосредственно поздравит ребенка и благословит дом и семью. Дети свято верили в существование доброго защитника и пытались не гневить Велеса, который знает обо всем. Велес - Бог мудрости, искусства, Богатства, хитрости, торговли, колдовства, гадания, проводники охранник душ умерших. Будучи Богом Богатства, выступает силой Рода Всевышнего, что через мудрость и знание людей Богатством наделяет. Велес ходит между тремя мирами. Чаще всего в Навь заходит посмотреть, не оскорблен ли кто невинно, и напомнить душам, как к Прави идти нужно. Он опекун Волхвов, Ведунов, Жрецов и людей Ведающих.

Ведающие от него Дар Веданья свой получают, с его помощью в миры другие бесплотно странствовать могут, чтобы мудростью обогащаться. Славяне, чтобы Велеса прославить, в маски и тулупы наряжались, потому что волосы, шерсть - это Богатство и тепло. Переодевание в звериные маски и тулупы наизнанку осуществлялось два раза в год - на зимние Святки и на Масленицу; оба праздники связаны с солнечными фазами - зимним солнцестоянием и весенним равноденствием. Первая праздничная неделя был связана с гаданием на будущий урожай, человеческую судьбу; середина и конец месяца касались приплода домашнего скота. Во второй раз подобное обрядодействие происходило непосредственно перед Колодием. Жрецы Велеса, одетые в тулупы наизнанку, со звериными масками на лицах заходили во дворы, в конюшни, провозглашая славбы Богам и заговоры к Велесу о здоровье домашних животных. А когда приходило время выгона скота на пастбища, люди вместе со своими стадами шли к святилищу, чтобы освятить их и принести жертву Велесу - опекуну скота.

Также Велес является помощником хлеборобов. Когда созревает урожай, в поле делают излучины, которые называют «Велесовой бородой», то есть жертвуют Богу-охраннику пучки золотых колосьев. В честь этой бороды пели обрядовые песни. Еще в конце жатв последний сноп посвящали Велесу - Божеству, которое присматривает за полями. Это пожертвование называлось сотой: «...дадим десятину отцам нашим, а сотую - Велесу» (Велесова книга, д-З-А). Десятая часть отдавалась на содержание храмов, старейшин, волхвов, а сотая - для принесения пожертвований во время обряда. В том есть большая мудрость, потому что, кто частицу на дело нужное отдать жалеет, тот и целого не получает.

Велесова борода.  Плелась по окончанию жатвы и сохранялась до весны. Весной ее обмолачивали вместе с дидухом и засевали землю первыми зернышками.

16 декабря - Говенье

Начало строгого 9-дневного говенья (поста) - очищения души и тела. Полный переход на растительное питание. 

21 декабря - Корочун. Зимнее солнцестояние

21 декабря - Корочун, Зимнее Солнцестояние. 24 декабря - Коляда. Рождество Божича Коляды.

Коляда - один из крупных славянских праздников. Очень важная точка в годовом цикле. Этот праздник приурочен к дате зимнего солнцестояния - 22 декабря, но народное празднование Коляды все же смещено на 24-25 декабря. 
Эти дни - период рождения Нового солнца, нового солнечного года. Сама точка "солнце ворота" считалась довольно опасной, ходили такие легенды раньше, что Колесо года в этот момент размыкается, солнце может и не встать. Трещина между мирами распахивалась, духи выходили и проникали в мир живых. Нечистые духи устремлялись в этот момент на землю, поэтому люди сосредотачивались в этот период на сакральном. На Руси в это время шли гадания и прочие ритуалы, призванные уберечь будущее семьи, рода, сгармонизировать его и т.п.

День перед Колядой тоже праздновался и назывался Карачун. День когда как раз идет полное завершение года, окарачивает год, заканчивает, а после этого уже начинается новый цикл. 
Время было опасно для женщин на сносях, потому что они носили новую жизнь, а в этот период все обитатели нави стремились проникнуть в эту приоткрытую дверь на землю. Опасными были дни перед Колядой и после (так называемые Святочные вечера). Первые шесть дней были ворожными, страшными, колдовскими. Следующие шесть дней были светлыми, святыми. Это связано с тем, что каждый из дней соответствовал месяцу в году - темная половина года и светлая. В славянском ореале это считается по точкам равноденствия.

Первый святочный вечер был накануне Коляды. Сама Коляда не относится к святочным дням. И далее считались следующие 5 дней соответственно.

Самое важное в праздновании Коляды - Зажигание нового огня. Сначала тушили все огни, даже огонь перед лампадой и зажигался новый огонь. В более древнее, языческое время, зажигались костры на вершинах холмов, как вариант - поднималось огненное колесо. Если на Купалу его катили, то тут поднимали. Считалось, что таким образом люди помогают солнцу подняться на небеса. Через этот огонь идет сопричастность к божественному огню, к солнечному огню. 
С этого огня зажигали новый годовой цикл. 
Одно из важных событий этого периода, которое хорошо известно и по литературе дошедшей до нас и по старинным песням - это колядование. Колядование шло почти на протяжении всех святок. Но пик приходился на день перед Колядой. 
Колядовщики выворачивали шубы наизнанку, как бы представляя выходцев из нави в которых славяне видели души Предков. Страшными они были потому, что никто не может узнать выходцев из нави, для людей они все страшные. Все кажутся нежитью. Либо это животные, что связывают нас с тотемизмом - древней верой в покровительство животных. 
Колядовщики ходили по дворам, пели определенные песни. Сначала пели песни, которые выстраивали как бы мир человека, ведь это открытие нового года, поэтому надо было выстроить его мир. Пелось о мировом древе, где на макушке сидел орел, представляющий верхний мир - мир Богов, под деревом щука - нижний мир. Именно такие образы использовались для понимания. Далее, хозяин дома, у которого пелись эти песни, должен был одарить колядовщиков, как бы одарить этот пришедший новый мир. Насколько он хотел блага на этот год, настолько он и одаривал колядовщиков. Считалось, что так хозяин одаривал Предков, так он чтит свой род. Одаривали в основном едой. После этого колядовщики пели дому и хозяину благословление. Случалось так, что в доме, куда пришли колядовщики жили приземистые хозяева, которые не хотели особо одаривать гостей, тогда колядовщики могли спеть и хулительные песни, которые не сулили ничего хорошего этому дому. 
Люди боялись, что колядовщики могут спеть такие песни и боялись, что их дом вообще могут вообще обойти. Благие силы, силы Предков только в этот период могли так близко контактировать с живыми, чтобы дать свое благословление.

Во время Коляды существовал такой немаловажный обряд как сжигание Бадняка. За светло находится сухое, мертвое дерево, оно украшается разными ленточками, наузами, после этого его дорубают, не касаясь голыми руками, и выносят через рукавицы или через рубахи. Это делалось, чтобы живое (Человек) не касался раньше времени мертвого (дерева). 
Его несут к костру и погружают в огонь, после произнесения специальных слов его сжигают. Когда оно почти догорит, по нему стучат и говорят: "Сколько искр вылетит из Бадняка, столько блага придет на новый год". 
Существуют разные объяснения этой символики Бадняка. Можно сказать, люди создают мост между Явью и Навью, между двумя годами. Дерево, которое одним концом в одном мире, другим в нашем. Перед тем, как это дерево-полено сжигают, ему еще рисуют рот, куда его кормят и поят. Здесь прослеживается много образов, связанных с покойником.

Коляду можно фактически считать славянским Новым годом, началом празднества. Именно в этот период год для человека того времени начинался и продолжалось все это до Масленицы. Рождалось солнце на Коляду, а сила Жизни, сила Яви приходит на Масленицу.

23 декабря - Святой Вечер. Сочельник

Семья накрывает праздничный стол из 12-ти блюд, главным из которых должна быть богатая кутья. Каждое блюдо символизирует собой один месяц, который проявляет какую то часть Бога. Вспомним сказку «Двенадцать месяцев», где все месяцы предстают, как живые личности. Это день почитания творца Вселенной - Отца Сварога, посему проводятся Славбы Сварогу и обряды, повторяющие творение мироздания. Таким обрядом является символическое опахивание снега или пространства вокруг родового дома. Вечером весь род садится за праздничный стол, старейшина читает молитву Сварогу и прославляет Всемирье. После полуночи начинаются колядования - обрядовые славления народившегося зимнего Солнца - Божича. Колядников приглашают в дом, одаривают яствами и деньгами.

 

Вечер в канун Рождества называют Сочельником, Богатой кутьей. Как только на небосклоне появляется первая звезда, всей семьей садятся за стол, который зовут богатым, потому что на нем должно быть двенадцать разнообразных постных блюд (символ двенадцати созвездий (месяцев) - каждому приходится «свое» кушанье). Отсюда и название «Богатая кутья» или «Богатый Сочельник». На столе обязательно должна быть кутья - это основная обрядовая еда. Ее готовят из пшеничных или ячменных зерен. К сваренному зерну добавляют солод. Кутья - символ Дыва/Хаоса (непроявленного бытия, беспорядка, из которого должен быть рожден Новый Мир). Кутья обрядово вносится в дом хозяйкой в новой одежде, с новым вышитым рушником (или ее маленьким сыном в больших рукавицах): Кутью на покуть, узвар - на базар, а пироги - на торги.

Горшок с кутьей ставят на покути в гнездо, которое делают из самого душистого сена. Горшок прикрывают хлебом и щепоткой соли. После праздника часть сена отдают скоту, а остальное держат для гнезд, где должны нестись куры или высиживаться цыплята. За святой вечерний стол первым, как и положено, садится хозяин, а за ним другие члены семьи. Во время праздничного ужина пытаются не выходить из-за стола, разговаривают тихо. Встав, отец семейства предлагает помянуть предков и пригласить их на Сочельник. Именно в это время все предки приходят в дом, поэтому для них освобождают места на лавах, кроватях, стульчиках, ставят на ночь кушанья и ложки. Вслед за хозяином все произносят молитву, обращенную к тем, кто заблудился в лесу, утонул в море или не вернулся из дальнего пути или войны.

Хозяин называет имена покойников, приговаривая: «Кто умер, тот в Нави, а кто жив, тот с нами. Пусть им легко ведется, а нам легко живется!»

Следующую молитву произносят всем ныне живущим членам семьи. Им желают здоровья и счастья, вместе и в согласии дождаться следующего Рождества. После этого хозяин берет свечу и тарелку с кутьей и, поклонившись четырем углам, передает кушанье жене. Каждый из собравшихся должен съесть по три ложки кутьи.

После ужина дети должны отнести обрядовую еду своим божатым (духовным родителям, крестным; Божатые - кумы, названные (духовные) родители, которые держат ребенка во время обряда имянаречения), бабушкам-дедушкам, бабе-повитухе. Матери кладут детям к кутье еще и калачи, иногда конфеты. Дети, войдя в дом, говорят:

-Добрый вечер! Мама и папа прислали Вам хлеб, соль и ужин.

Одаренные пробуют кутью, хвалят ее, берут часть других гостинцев, благодарят за принесенный ужин. В свою очередь они одаривают детей орехами, яблоками, конфетами, деньгами и др. 

Приготовление кутьи:

1 кг очищенных пшеничных зерен, 0,5 стакана меда, 0,5 стакана сахара, 1 стакан измельчаных ядер грецкого ореха, 1 стакан изюма. По желанию можно добавить немного кураги, чернослива, груши с узвара. Крупу тщательно промыть, всыпать в кастрюлю или горшочек, залить холодной водой, покрыв пшеницу на два пальца, и поставить на огонь. После закипания переставить горшок с пшеницей в печь или духовку на среднюю температуру. Готовить примерно час. Пока каша преет, растереть запаренный заранее мак, истолочь орехи, промыть и просушить изюм. Готовую кутью выложить в глубокую миску или глиняную чашку, добавить мак, орехи, изюм, влить разведенный кипяченой водой мед, все перемешать. Украсить черносливом, грушами.

Узвар - неизменный спутник кутьи на праздничном рождественском столе:

Для приготовления узвара в древние времена, еще с осени на печи засушивали очищенные от семян и хвостиков, нарезанные кусочками груши и яблоки - сухофрукты. В городских квартирах сейчас с этим совсем плохо, поэтому все составляющие узвара можно купить.

Ингредиенты: груши, сливы - по 60 грамм, вишни, яблоки изюм - по 30 г, мёд -120 г и 800 мл воды.

Перебранные и хорошо промытые сушеные фрукты закладывают в кипяток и варят до мягкости под крышкой (яблоки и груши варят отдельно). Отваренные фрукты смешивают, заправляют медом, доводят до кипения и ставят в холодное место для настаивания.

После Свят вечера начинаются Рождественские святки, которые длятся 12 дней.

В волшебную ночь, самую продолжительную в году (как правило, это 21-22 декабря), нарождается юный Коляда -молодое Солнышко.

Высоко-высоко в небе рождается Божич славный. Несёт силу нового времени очередного Коловрата.

Время течёт по спирали. У славян не было точного указания на начало времён и никогда не существовало понятия конца света. Как можно ограничить бесконечность и обрезать вечность?! Мы вечны и бесконечны. Потому и ведаем. Первыми познали Бога как отца родного и идём Дорогой Правды, как заповедал нам Перун. Говорим: «Было давным-давно» или «Как положено». Положено и заповедано каждый год Коляды рождение. В ночь самую тёмную рождается маленький огонёк, которому суждено вырасти и окрепнуть. По сути, это огонь вечного обновления. И загорается в сердцах свет надежды. Ведь каждому из нас хочется улучшения доли своей. И поэтому, совершенствуя себя, совершенствуем мир. Через помыслы чистые, слова светлые, дела добрые куём Судьбу Рода нашего во здравии да счастье.

По мере роста года, Коляда наш также растёт. Вместе с его взрослением люди уму-разуму набираются, приобщаются к мудрости обычая.

Три дня и три ночи Волхвы звёздные Коляду никому не показывают. Должен Божич новой силушки набраться.

Млечная река в земных реках отражается, рубят волхвы прорубь. В ледяной воде стержень деревянный добывают. Чистый он, как новое время.

На три дня и три ночи застывает мир в преддверии праздника святочного. И вместе с ростом дня («прибавляется денёк на воробьиный скок») приходит Коляда на землю.

25 декабря, согласно традиционному славянскому календарю, - Солнцеворот. В праздник Коляды люди радостно встречают новорожденное Солнце. Знают, что юный Божич в люльке звёздной лежит. Лада небесная его качает да поёт Рода колыбельную вечную. Под морозы да вьюги прозревает жизни новой движение, Колохода Солнечного огнь-продолжение.

«Солнце - на лето, зима - на мороз». Воспевают костры силу солнца нового. Детишки колядуют, прославляя Роды славянские. Каждый вечер в избах зажигаются лучики, ведь святочные вечера - это песни и посиделки задушевные. «Как год встретишь, так и проведёшь», поэтому света должно быть много везде: в доме, в сердце, в чувствах и мыслях.

В это время хозяйки пекут обрядовые печенья. Начиная с 26 декабря, каждый день выносят на улицу колобок - духов порадовать, а себе загадать здоровья да богатства на весь год.

Каждый день после 25 декабря своему месяцу-сварожичу посвящен. Как задумаем-так и исполнится.

26 декабря - январь будущего года, 27 декабря - февраль, 28 декабря - март, 29 декабря - апрель, 30 декабря - май, 31 декабря - июнь, 1 января - июль, 2 января - август, 3 января - сентябрь, 4 января - октябрь, 5 января - ноябрь, 6 января-декабрь.

Святки - пора ворожбы да гадания. Будущее приоткрывается и может в чаше чародейной Волхва руны Мокоши узреть, что грядёт - предсказать, как судьбу улучшить -подсказать.

Время Коляды, новорожденного в Святки - самое мистическое, самое сильное время года. Горний мир с земным соединяются, и течёт Млечная река, сопровождая божественный рост жизни мудрых звёзд созвучием.

Рождественские святки

Вот и подходит к концу ещё одно коло Сварожье. Время подводить итоги и строить новые планы. Наверное, каждый человек в это время задумывается над тем, чего он достиг за прошедший год, что свершилось, а что не удалось. Многие из нас, оглядываясь назад на свои прошедшие достижения и заглядывая вперед, строя очередные планы, в который раз обещают себе: «Вот в следующем году уже точно... обязательно...», - и в который раз загадывают себе всего много хорошего и полезного. А главное: верят, что именно в этот раз всё будет совсем по-другому. Ведь в прошлом году помешали такие «важные и непреодолимые» обстоятельства, но теперь.... И уже даже не важно, сбудется всё это хорошее и полезное или нет, важно то, что у каждого из нас есть непоколебимая вера в лучшее будущее. Именно эта вера дает нам силы и вдохновение жить дальше, творить, развиваться.

Наши далекие Предки не так уж и отличались от нас. Они также загадывали на будущее, строили планы и обещали сами себе, да только делали они это немного по-другому.

Если на праздник Доли все пытались заглянуть в будущее, узнать, что же выткала матушка Доля на полотне их судьбы, то после Коляды наши Предки это будущее заказывали. Считается, что время Святок - двенадцать дней после праздника Коляды - священно. Эти дни отвечают двенадцати месяцам следующего года, а то, о чем человек думает, мечтает и делает в каждый из этих дней, определяет его судьбу на каждый из последующих месяцев.

Все мы знаем, что мысли и убеждения человека материальны. Они обязательно рано или поздно свершаются и формируют нашу жизнь. Желания человека притягивают его в ту действительность, где он обладает желаемым. Этот закон действует, воплощая как позитивные убеждения, желания и мысли, так и негативные. Если человек считает, что наш мир злобен и опасен, то в таком мире он и будет жить. Если женщина уверена, что все мужчины обманщики, то только таких мужчин она будет притягивать к себе. И наоборот, если верить, что все люди добрые, а мир прекрасен, то именно так оно и будет. Ведическое мировоззрение учит нас чистоте мыслей, желаний и действий. Ведь они влияют на нашу карну (судьбу) и наше духовное развитие.

Важно понимать, что во время Святок духовная сила человека возрастает во множество раз, поэтому всё, о чем бы не подумал человек, реализуется намного быстрее и точнее. Считается, что в это время нельзя ни с кем ругаться, думать о чем либо плохо, нельзя проявлять негативные чувства: злиться, обижаться, ненавидеть. Также нельзя делать ничего неправедного, ведь именно это вы запрограммируете себе на весь следующий год.

Несколько рекомендаций, соблюдать которые важно в период Святок:

- старайтесь всё время быть в хорошем настроении, желать счастья всем людям, излучайте любовь, радость;

- в вашем доме, в этот период, должно царить изобилие: богато и вкусно накрытые столы обеспечат в следующем году достаток и богатый урожай (хорошую прибыль);

- проводите время с друзьями, родственниками, тогда никто из них не уйдет из вашей жизни, вы будете вместе весь год;

- приглашайте в гости как можно больше людей и радушно их принимайте - тогда и мир будет к вам открыт;

- дарите и принимайте подарки - их будет у вас много в следующем году;

- не скупитесь и не жалейте, тогда и Вселенная ничего для вас не пожалеет;

- делайте добрые дела, помогайте другим людям, проявите благотворительность, поухаживайте за природой - это возвратится к вам сторицей;

- не отказывайте в это время в помощи, особенно детям. Считается, что они отображают ваше отношение к Вселенной. Если начинают много требовать - задумайтесь, не требуете ли вы всего и сразу. Возможно, сейчас вам необходимо вложить много усилий, чтобы удовлетворить их желания, но помните о законах Карны: что посеешь, то пожнешь.

Время Святок наиболее благоприятно для духовного развития и священных состояний. Сила молитв также многократно усиливается. Посвятите как можно больше времени духовной работе над собой. Это лучшее время для посещения развивающих семинаров, обучения саморазвитию, а также духовным практикам.

И ещё один совет: хорошенько подумайте о том, что вы желаете, чтобы свершилось в следующем году. Разбейте свои цели по этапам, по месяцам, и запишите их в свой Дневник Желаний. Чем лучше вы всё распишете, тем лучше и достоверней всё исполнится. Постарайтесь представить каждый месяц в деталях, и соответственно с каждым днем Святок закладывайте необходимый образ. Например, если вам предстоит окончание учебы в июне, нарисуйте себя на соответствующей странице вашего Дневника Желаний, держащим в руках диплом. Если вы собираетесь открывать свой бизнес, распишите всё детально. В одном месяце рисуем открытие фирмы (красиво, ярко, радостно), в следующем - рисуем у себя в офисе много клиентов, налаженные контакты с партнерами, ещё дальше - рисуем процветание дела, прибыль, развитие. Не бойтесь проявить воображение. Именно рисунок поможет вам сложить необходимый образ, время от времени работать с ним в медитациях, наполнять энергией.

В рождественские праздники обязательным символом является Дидух (сноп-рай), который изготовляют из обжинкового снопа. Дидух торжественно вносили в горницу и ставили на Бабу - охапку соломы, которой застилают пол.

Дидух символизирует культ рода Предков. Считается, что добрые души Предков должны оберегать посевы и урожай от всевозможных бед: наводнения, града, бури, огня и тому подобного.

Поскольку на время рождения Солнца, то есть на Рождество, духи пращуров с наступлением сумерек селятся в помещениях, то на их честь и ставят на почетное место (покуть) Дидух, возле которого обязательно должны быть кутья и узвар, которые являются поминальными блюдами. В канун Щедрой кутьи (с 31 декабря на 1 января) Дидух выносят из дома. В некоторых славянских родах его сжигают, в других - обмолачивают и семена смешивают с теми, которым засевают дома на Новый год или держат до Благовестника и смешивают с посевным зерном. 

Обрядовые украшения (пауки, ежики)

Для того, чтобы с миром в согласии жить, предки часто использовали различные обереги, которые притягивали или отводили соответствующие Силы.

Из крупных ржаных стеблей нарезают разных размеров соломинки. Просовывая через полость нить, делают из них разнообразные кубики, пирамидки. За основу берут наибольшую фигурку. К ней приобщают по бокам фигурки поменьше (иногда внутри центральной фигурки находилось несколько маленьких ромбов или квадратиков). Боковые стебли обматывают разноцветной бумагой или бусинками.

В канун Рождества «пауков» подвешивают к центральному сволоку или на выходе напротив дверей. Они держатся на длинном волосе из лошадиного хвоста (или на нитке) и постоянно вертятся, будто живые, благодаря циркуляции воздуха. Эти игрушки названы «пауками» из-за того, что они похожи на этих насекомых и на паутину, которую они выплетают, они олицетворяют трудолюбие и Всевышнего Бога, который «выплел» мир.

Кроме этого, известно поверье: если рядом с вами спустился паук, то это должно предвещать какую-то новость. Рядом с «пауками» есть еще и «ежики». Их делают из теста или глины. У вылепленную форму густо втыкают небольшие колосья, потом все это сушат на дымоходе. Между двойными рамами окон ложат разнообразные украшения. Их делают из стеблей соломы разных оттенков, цветной бумаги, продевают через них нить и подвешивают между стеклом.

 24 декабря - Коляда. Рождество Божича Колядыkolyada-gruden

Коляда – Бог зимнего солнца. Он начинает новый Коло(круг), новый астрологический год.  Коляда - это праздник Рождения молодого Божича, когда зимнее солнце заходит на лето и день начинает прибывать. Вечер накануне называют Сочельником (23 декабря). Перед приходом Коляды в каждом доме ставили в воду украшенную иву или вишню (теперь эту роль исполняет ёлка) – символ Древа Рода.

Этот день посвящается единению рода. Дети обязательно приходят либо приезжают к своим родителям, если родители уже умерли, обязательно несут угощение на могилу. Ни в коем случае нельзя употреблять хмельное, а в рождественские дни нужно особенно следить за чистотой, чтобы никто из родственников не нарушал святости. Коляда важнейший из рождественских праздников, он знаменует собою преддверие Святок - 12-ти святочных дней, которые начинаются сразу же после дня Великой Матери Лады. В сей день нужно прочесть Славбу Роду Всебогу.

До восхода Солнца выстраиваются колонны во главе со священнослужителями, за ними идут витязи во главе с атаманами, за ними - люди. На определенном расстоянии пылают факелы, которые держат юноши. Эта величественная колонна торжественно, под пение славлений Непобедимому Солнцу следует к святилищу под открытым небом, которое стоит на холме, где заранее заготовлен хворост для будущего костра. Прибывшие становятся лицом на восток, образуя полумесяц, обрамляющий будущий костер. Зажигается Священный Огонь. Первые лучи Солнца встречаются бодрым пением:

Слава, слава, слава! Всевышнему Богу - Родному Дажбогу!

Когда Непобедимое Солнце поднимается полностью, Волхвы читают молитвы в честь Солнца-Коляды, вспоминают славные деяния славянского рода, особенно подчеркивая те из них, которые свершились с помощью Бога-Солнца. Участники праздничных торжеств становятся вокруг Священного Огня и поют славления. После этого начинается общий завтрак: каждый участник священнодействия получает вареник с сыром в виде полумесяца.

Праздник заканчивается всенародным гулянием. Во время обеда в каждой семье разрезают свежеиспеченный каравай — символ Солнца - на восемь частей, что символизирует восемь солнечных лучей. Вечером в тот же день люди выходят провожать Непобедимое Солнце на Ночной отдых. Действие протекает торжественно.

Первыми вестниками рождения солнца являются дети. На рассвете мальчики идут к односельчанам приветствовать с праздником Рождества, говоря:

С Рождеством будьте здоровы!

Им отвечают:

И вас также поздравляем и здоровья желаем!

После ответа парень продолжает:

Со святым Рождеством поздравляю,

Всем здоровья желаю:

Хозяину на волы,

Хозяйке на квочки,

Парням - девчатам на гулянье,

Малым детям на забаву,

Коляде-Богу на прославление!

 Детей ожидают с нетерпением, как добрых вестников, и щедро благодарят яблоками, орехами, баранками, а чаще всего специально выпеченными маленькими хлебцами «с душой». Считается, чем больше детей пожалует в дом, тем более щедрым будет новый год. Колядуют утром только мальчики, а девочки участия не принимают, поскольку на большие праздники первыми ритуальными гостями должны быть представители мужского пола, которые, засевая, наполняют счастьем дом-хозяйство.

Те, кто не пошел на встречу Солнца, после службы в храме возвращаются домой и садятся завтракать, пока не взошло солнце. Ведь по преданиям, добрые духи находятся в доме только до первых его лучей. При этом хозяин освящает жилище свяченой водой, обкуривает благоухающим зельем и зажигает свечу - прообраз Солнца. Помолясь, все садятся на простеленные рушники; при этом надо «сдуть место», чтобы не покалечить добрых духов. После первой ложки кутьи хозяин поднимает кубок и произносит:

Будем здоровы со Святым Рождеством! Пусть Всевышний милует нас и держит под своей опекой на каждом шагу, а всем умершим пошли, Боже, царство небесное, рай в небесах!

Попотчевав, ложатся отдыхать. До обеда, как правило, никто не ходил в гости.

 

Коляда - Божич - Бог зимнего солнца, рожденный Матушкой Ладой, Он начинает Коло Сварожье, новый астрономический год. Божич - проявление силы рождения и прорастания, которая есть в каждом зерне и каждом деле. Терпеливо ожидая и призывая эту силу, православные направляют развитие событий своей жизни к лучшему на Правильный и Славный Путь, на котором, благодаря честной работе над собой, мы получаем вечность. Ведь Божич - это проявление возрождения и бытия вечного, которое снова и снова просыпается. Прославляя молодого Божича, славяне утверждают Торжество Света и вечное верховенство Прави, победу добра над злом. Коляда как большой праздник Рождества (рождение) молодого Божича Солнца отмечается во время, когда зимнее Солнце заходит на лето, а день начинает прибывать. Когда восходит первая заря, хозяин обрядово вносит в дом Дидух (сноп ржи) и начинает праздник колядованием (рождественскими песнями). В эту ночь в дом к каждому приходят три желанных гостя: «Первый гость -Красно Солнышко (Божич), второй гость - Ясен Месяц (Хоре), третий гость - дрибни Зореньки». Они символизируют Хозяина, Хозяйку и их Деток (Сварога, Ладу и Сварожичей), которыми в этот день выступают родители и дети каждой семьи Руси. На столе обязательно должно быть двенадцать блюд: кутья, борщ, вареники, рыба, грибы, голубцы, гречаники, пряники-вергунцы, капуста, мясо, яблоки и груши, узвар. Нужно, чтобы от дома к дому ходили колядники, пели заговоры древние и желали всевозможных благ каждому жилищу, потому что каждый дом славянина - то Святилище Рода, в котором родовой огонь горит, каждый год вместе с Божичем возрождаясь, силой и славой Рода Всевышнего прибывая.

Славление Божичу Коляде

Батько Божич! Ты стоишь в началах всего сущего в Яви, Ты есть рождение и радость познания мира, прийди и будь с нами, ибо мы первые из рода своего и собрались здесь во имя Твое. Благослови Род наш началом каждого дня, чтобы все наши начинания были добрыми, чтобы творили мы с Богами воедино, и так действуя, утверждали вечность душ своих. Слава Божичу!

 Рождественские славословия

25 декабря Почитание Великой Матери Лады

Следующий после Рождества день - праздник Богородицы. День прославления Матери Лады, великой жены Сварожей, небесной Богородицы, матери всех Родных Богов. В сей день девушки и женщины справляют Славбу Богине Ладе, восславляют её любовь и лад. На капищах кладут требы к куммирам Великой Матери, замужние жены вопрошают о рождении здоровых чад. Также творили поминальные обеды и поминки в храмах (ночью все покойники сходятся в храм, где им читают молитвы волхвы). На Богородицу молодежь проводит большие вечери из продуктов, заработанных колядованием. Заработанные деньги молодежь отдает для общины и храма.

Особенно уважают этот день женщины, поскольку он связан с Матерью Божьей - Ладой, которая проявляется Землей, рождает Солнце. Было обычаем в этот день посещать баб-повитух, которые принимали роды. Также давали поминальные обеды и делали поминки в храмах (ночью все покойники сходятся в храм, где им читают молитвы волхвы, которые также умерли).

Женщины, у которых есть дочки, свято уважают Матушку Ладу. В этот день на Покутье ставятся засушенные букеты цветов, венки, а также зимние сорта яблок. Девушки обращаются к Богине с просьбами помочь найти суженого, благословить на хорошую супружескую жизнь. Молодые мамы молятся о добром нраве дочек, красоте душевной и физической.

В эти дни Ладу изображали прекрасной молодой женщиной с младенцем на руках. Период особенно важен для женщин, которые еще должны родить детей. Почитание Матери Лады в декабре благословляет женщин на счастливые роды и рождение здоровых и талантливых детей.

31 декабря Щедрый Вечер. Новый год

Народное название праздника - Маланка. В отличии от Колядований, в которых берут участие только парни, Маланка - обряд также и девичий. В этот вечер девушки ходят щедровать. Они, как правило, не заходят в дом, а поют песни-щедровки под окнами. Парни в этот день выбирают промеж себя лучшего затейника, переодевают его в женские лохмотья - и он исполняет роль Маланки. Выбирают еще и других персонажей. Выйдя на улицу, начинают шутить. Вдосталь позабавившись, ватага идет в дома господарей, у которых есть дочери на выданье. Входя в дом, парни проводят игры, в ходе которых создают беспорядок в доме. Особенной проворностью отмечается Маланка: она разбрасывает мусор, заглядывает в горшки, чтобы отыскать посуду с молоком и измазать им печь, посему хозяева предварительно прячут всякую утварь от вредной Маланки. Девицы также рядят свою Маланку и Василя, но щедруют они, не входя в дома, а во дворах и под окнами.

Но основные действа принадлежат Меланкам, которых водят парни и девушки. Ребята выбирают лучшего затейника, переодевают его в женские лохмотья - и он исполняет роль Меланки. Кроме того, выбирают еще и других персонажей. Выйдя на улицу, начинают с шуток: «Медведь» приглашает на танец, «Коза» играет на скрипке, а «Журавль» выбивает на бубене. Немного позабавившись, группа идет в дома, где есть девушки.

Входя в дом, парни устраивают беспорядок. Особенной проворностью отмечается Меланка: она разбрасывает мусор, заглядывает в горшки, чтобы отыскать посуду с молоком и измазать им печь, поэтому хозяева предварительно прячут всякую утварь от вредной Меланки. Парни в это время припевают:

- Наша Меланка селезня пасла, Пока вечерняя заря не погасла. А как вечерняя заря погасла, Наша Меланка селезня напасла.

После одаривают того, кто носит мешок, всех приглашают к столу.

Кроме парней, Меланок в этот вечер водят и девушки. Среди действующих лиц есть две персоны: «Меланка», одетая в свадебную одежду невесты, и «Василий» - одетая юношей девушка в жупане, шароварах, шапке, сапогах. В отличие от парней, девчата не заходят в дом, а щедруют под окнами:

Ой, да вчера вечером

Пасла Меланка два качура. Пасла, пасла, потеряла,

Пошла домой - заплутала. Ой, приблудила в чисто поле,

А там Василий конем пашет. Ой Василий, Василечек,

Выведи меня на тропиночку. Буду тебя почитать,

Каждое воскресенье украшать.

Хозяева выходят и одаривают казначея деньгами - «Меланке на венок».

Девичьи щедрования прекращаются в полночь. Очень важное умение для каждой женщины - читать погоду по приметам. Обучать этому начинают от праздника Божича-Коляды.

Ведана

Осенние Праздники: Сентябрь  Октябрь  Ноябрь   Зимние Праздники: Декабрь  Январь  Февраль

Весенние Праздники: Март  Апрель  Май   Летние Праздники: Июнь  Июль  Август